Жизнь подарила мне прекрасную возможность почти ВЕК, а я уже разменял десятый десяток лет, активно заниматься любимым делом, делом которому я остаюсь верен по сегодняшний день. Далее
Официальный сайт
заслуженного деятеля искусств
Республики Башкортостан,
лауреата премии им. М.Гафури

Фотогалерея

О башкирском народном танце / Башкирский народный танец

Непрерывный ряд пластических движений, положений человеческого тела, фигур, посредством которых создаются различные художественные образы - вид искусства называемый танцем. Ни одна культурная традиция человеческих обществ, на протяжении всей их истории существования, не обходилась без танца. Танец появился из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружавшего мира. С веками танец приобрел самостоятельное значение, а подвергшись художественному обобщению, дал каждому народу свои танцевальные традиции.

Народный танец не имеет никаких фиксированных правил или установлений. Эта традиция передается из поколения в поколение практическим путем. Сила, стоящая за этим, есть влечение сердца. Формы народного танца создавались веками. Они кровно связаны с жизнью и бытом народа и, подобно сказаниям, являются художественным выражением его характера. В танцах оживает, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски — героические, обрядовые, бытовые — сопровождали наших предков во все времена.

Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья. На ее территории проживают более 70 национальностей: башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы, немцы и другие. Башкирский народный танец впитал в себя отголоски культуры всех народностей живущих на ее живописных просторах. Нарядный костюм, музыка каждого танца, неповторимость сюжета - их главные отличительные черты. Среди башкирских народных танцев выделяются мужские и женские, сольные и коллективные.

Мужские танцы исполняются вольно, свободно, темпераментно. Характерны позы рук мужчин. Во время исполнения различных движений руки танцора высоко вскинуты в стороны вверх или вытянуты перед собой. Эти позы возникли в древности из подражания конным скачкам, подергиванию поводьев, взмахам плетью. Кочевой образ жизни, охота, сражения с врагами — всё это не могло не отразиться в танцах. Традиции кочевников, а также борьба башкир против угнетателей закрепили в народных танцах воинственность поз, мужественную осанку, характерные жесты. Популярными мужскими танцами в начале XX века были «Всадники», «Пастух», «Перовский», «Охотник»”, «Тимербай». Они отражают воинственность, охотничьи навыки башкир. В них встречаются такие движения, как выслеживание добычи, рубка саблей, выстрелы из лука, удары плетью, скачка на коне. В связи с тем, что многие башкиры охотились с ловчими птицами — соколами, ястребами, беркутами — в танцах встречаются движения, подражающие полету птиц. Типичные черты башкирского мужского характера — воинственность, смелость в сочетании с поэтической мечтательностью нашли отражение в народных плясках.

Женские танцы существенно отличались от мужских танцев и по выразительным средствам и по манере исполнения. В женских плясках все движения исполняются плавно, спокойно. Основную смысловую нагрузку в женских танцах несут руки. Различные трудовые процессы отображает такое движение, как щелчки пальцами. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение. Во всех женских плясках встречаются элементы женского труда. Женщины подражают в танцах приготовлению айрана, кумыса, сбиванию масла. Одно движение отделяется от другого круговыми ходами. В плясках наблюдается сочетание плавного лёгкого хода с чёткими громкими дробями в центре площадки. Изобилуют такие движения, как щелчки пальцами, игра плеч.

Музыка башкирского народного танца предопределяла своим эмоциональным содержанием рождение образной хореографической композиции. Мужские танцы исполнялись под аккомпанемент курая. Женские исполнялись под аккомпанемент кубыза, курая, стук подноса, в голосовом сопровождении.

" Башкирский танец "Шалуньи""

" Башкирский танец "Медный каблук""


Все права защищены © 2010
Хашим Мустаев - жизнь в танце
Разработка сайта —
«Экспресс лаб»